Дизартрия – это синдром, который выражается в расстройстве звукопроизносительной и просодической стороны речи, искажении произношения слов и слогов. Эти нарушения вызваны расстройством нервной системы и работы мозга, приводящим к неправильному функционированию голосовых связок, лицевых и дыхательных мышц. Артикуляционная гимнастика при дизартрии представляет собой комплекс упражнений для консолидации артикуляционных мышц и постановки правильных движений органов речи.
Дизартрия и ее причины. Что такое коррекция речевых нарушений
Искажения речи, вызванные поражением центрального отдела речевого и двигательного аппарата и сбоем иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата, называют дизартрией. Её проявление связано с такими заболеваниями, как ДЦП, менингит, энцефалит, нейросифилис, инсульт, гнойный отит, опухолевые новообразования головного мозга, рассеянный склероз, миастения, церебральный атеросклероз, олигофрения.
С целью исправления речи, ослабления симптоматики её искажения и ускорения преодоления речевых нарушений ведётся коррекционная работа.
Ещё одним источником развития дизартрии является перенесение органического поражения мозга ребенком в утробе матери, во время рождения или в раннем возрасте. Такое поражение может возникнуть в результате энцефалита, родовых травм, опухолей и интоксикации. Вследствие этого развивается псевдобульбарная дизартрия, выраженная нарушениями общей и речевой моторики. Важную роль играет коррекция логопедом псевдобульбарной дизартрии, которая включает массаж органов речи, гимнастику, выправку произношения, регулирование голоса и речевого дыхания.
Симптомы дизартрии
Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.
Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:
- Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи, сжатие губ, неподвижность языка, непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
- Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков, неясная и замедленная речь, снижение речевой активности, полное отсутствие звукопроизношения.
- Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха, учащение и кратковременное прерывание дыхания.
- Искажение голоса: голос становится тихим, слабым, изменяется тембр, неправильная интонация, монотонность.
Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации
Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии
Этапы логопедической работы при коррекции дизартрии включают выполнение артикуляционной гимнастики, направленной на совершенствование звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика состоит из серий упражнений для развития и укрепления мышц речевого аппарата, улучшение движений органов, задействованных в речевом процессе. Сюда относятся определенные позиции губ, языка, мягкого нёба, при которых звукопроизношение корректируется.
Перед началом выполнения гимнастики рассмотрим следующие рекомендации:
- артикуляционную гимнастику при дизартрии целесообразно начинать с простых упражнений губ постепенно их дополняют более сложными упражнениями,
- гимнастику следует делать ежедневно по 3-4 раза продолжительностью 3-5 минут,
- каждое упражнение рекомендовано делать 5-7 раз,
- продолжительность упражнений с удерживанием артикуляционной позы составляет 10-15 секунд,
- гимнастику следует выполнять сидя с прямой спиной перед зеркалом.
Пассивная артикуляционная гимнастика
Лечение дизартрии лучше начинать с пассивной гимнастики, которая проводится после специального массажа. Постепенно можно будет приступать к активной гимнастике.
Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии воздействует на язык и губы. Она предназначена для улучшения работы определенных мышц, которые ранее бездействовали. Также она увеличивает частоту работы некоторых уже активных мышц.
Упражнения должны выполняться сериями по 3-5 движений за серию.
Упражнения с языком:
- выдвигать и втягивать язык вперед-назад,
- опускать и поднимать язык вниз-вверх,
- отводить язык влево-вправо,
- поднимать кончик языка к твёрдому нёбу и опускать его ко дну ротовой полости,
- покачивать языком в стороны.
Упражнения губами:
- указательные пальцы устанавливаются в уголки верхней губы и сводятся в центр,
- идентичные движения пальцами с нижней губой,
- формирование губ в трубочку движениями к средней линии,
- устанавливая пальцы в углах рта следует растягивать губы в «улыбку»,
- поднимать верхнюю губу,
- опускать нижнюю губу,
- закрывать рот и с усилием смыкать губы,
- складывать губы для произношения букв (а, о, у, и, ы, э).
Описанная артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках представлена ниже.Все упражнения следует выполнять под зрительным контролем логопеда.
Активная артикуляционная гимнастика
Далее следует переходить к выполнению активных артикуляционных упражнений для повышения правильности, равномерности и длительности движений мимической, губной и язычковой мышц. Значимым шагом в этом процессе является совершенствование тонких и дифференцированных движений языка, оживление его кончика, контроль за языком и нижней челюстью.
Сеанс выполняется перед зеркалом. Рассмотрим наиболее популярные упражнения. Сначала выполняется разминка:
- Нужно выпучить глаза и приподнять надбровную зону вверх, показывая «удивление». При необходимости можно помочь выполнить эту гримасу приподнимая пальцами лоб.
- Беглое моргание глазами.
- Поочередное надувание левой и правой щёк, а после одновременно двух щек.
Поочередное вдувание воздуха под верхнюю и под нижнюю губу, а после одновременно надувание обеих губ.
Следующий этап – упражнения для проработки мышц рта:
- Выдвинуть язык вперёд и расслабить его и сделать мягким.
- Выдвинуть язык и сформировать из него «трубочку», приближая его стороны.
- Дотянуться кончиком языка к верхней и нижней границе губ.
- Потянуться и дотронуться языком к носу и к подбородку.
- Клацать языком, изображая цоканье лошади.
Проработка нижней уздечки и нёба, выполняется поочередно:
- Широко улыбнуться так, чтобы стали видны зубы.
Задание для жевательных мышц: отводить челюсть вперёд и назад, а потом влево и вправо.
Отдельно следует отметить легкую форму дизартрии — она называется стертая. При ней происходит смешение, подмена и пропуск звуков при выговаривании длинных слов, расстройство артикуляционной и мелкой моторики пальцев и рук.
Артикуляционная гимнастика при стертой дизартрии направлена на постановку правильной речи и укрепление голосовых связок. Одновременно стоит проводить дыхательную гимнастику, массаж мышц речевого аппарата, дополнительные занятия по повышению разговорного опыта, разрабатывать мелкую моторику, увеличение разговорной активности, тренировать память и внимание.
Логопедическая ритмика при дизартрии
К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика. Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью. Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов. Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.
Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.
Цели проведения логоритмики следующие:
- ритмическое развитие,
- обнаружение ритмических рефлексов,
- приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители,
- сбалансировать работу нервной системы,
- отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.
Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.
Значение логопедического массажа при дизартрии
Для подавления и устранения признаков дизартрии выполняется логопедический массаж. Как правило, он выполняется перед началом артикуляционной и дыхательной гимнастики и представляет собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки лица и тела.
С помощью этого массажа можно изменить состояние мышц, создать положительные кинестезии, необходимые для правильного произношения.
Логопедический массаж помогает решить ряд проблем и выполняет следующие задачи:
- регулировка мышечного тонуса, устранение гипертонуса в мимических и артикуляционных мускулах,
- избавление от патологических симптомов (гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.),
- поощрение положительных кинестезий,
- совершенствование артикуляционных движений,
- усиление мышечных сокращений,
- оживление тонких дифференцированных движений органов речи.
Вывод
Учитывая серьезность такого синдрома, как дизартрия, стоит отметить, что наиболее эффективным является его комплексная терапия. Врач-логопед может определить по симптомам тип заболевания и грамотно подобрать соответствующее лечение. И чем раньше обратиться за помощью к специалисту, тем быстрее наступит результат.
С целью профилактики дизартрии у ребенка рекомендуется проходить регулярные осмотры у невропатолога с момента рождения.
7 Комплекс пассивной артикуляционной гимнастики: Видео
(Пока оценок нет) Загрузка… Похожие записи: Основные принципы логопедической работы при ДЦП Принципы коррекционной работы логопеда при моторной алалии Лечение у логопеда после инсульта Специфика коррекции нарушений речи Видео по теме:Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрииЛогопедические упражнения для губ и языка при дизартрии: ",Заборчик",, ",Трубочка",, ",Лошадка",, ",ЖелобокОбщий комплекс . Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых.Артикуляционная гимнастика и дизартрия. Как научить ребенка упражнению ",Заборчик Трубочка",