Дыхательная гимнастика при заикании является неотъемлемой частью лечения. Специальные упражнения разработаны для улучшения функционирования артикуляционного аппарата, выравнивания речи и голоса. Перед началом курса лечения лучше проконсультироваться с логопедом, чтобы максимально правильно составить план процедур. Дыхательная гимнастика доказала свою эффективность при работе с детьми, ведь их артикуляционный аппарат сформировался не полностью, поэтому легко поддается коррекции.
Лечение заикания у взрослых, детей школьного и дошкольного возраста
Логопедическая работа при заикании носит комплексный характер, ведь для достижения желаемого результата занятий с логопедом недостаточно. Сегодня передовым методом лечения заикания является система исправления речи, предложенная Н. А. Чевелевой. Базируется метод на ручной деятельности: пациентам предлагается создавать поделки своими руками, параллельно выполняя определенные упражнения. Вся система лечения распределяется на четыре периода:
- сопровождающая речь,
- завершающая речь,
- предотвращающая речь,
- закрепление навыков самостоятельной речи.
Такие занятия проводятся в школьных, больничных и санаторных логопедических кабинетах. Каждый период соответствует определенной учебной четверти. В специализированных школах рекомендуется проводить занятия ручного труда. Автор методики отмечает, что в лечении заикания большую роль играют родители и педагоги. Важной частью реабилитации являются занятия, направленные на коррекцию нервной системы.
Артикуляционная гимнастика при лечении заикания
Проблема при заикании заключается в том, что речь у пациентов отличается аритмичностью, и это негативно влияет на артикуляционный аппарат. Специальный курс упражнений в комплексе с массажем дает результат, при котором ребенок начинает правильно и плавно разговаривать. Задачей логопеда является выработка у пациента новой привычки. Артикуляционная гимнастика позволяет существенно уменьшить нарушения речи как у взрослых, так и у детей. А дыхательные упражнения позволяют сделать речь более ритмичной, глубокой и равномерной.
Артикуляционная гимнастика для заикающихся проходит в игровой форме. Во время игры дети учатся правильно делать вдохи и выдохи, что в результате приводит к улучшению речи и голоса.
Эффективные дыхательные упражнения для лечения заикания
Комплекс дыхательных упражнений составляет 50% от общей системы лечения заболевания. Занятия подбираются врачом в зависимости от степени выраженности заикания. Болезнь может развиваться по следующим причинам:
- проблемы в работе нервной системы,
- принуждение левшей писать правой рукой,
- постоянные стрессы и сильное переутомление.
Дыхательная гимнастика для заикающихся выполняется с соблюдением определенных правил и принципов. Во время упражнений вдох совершается резко и быстро, при этом ребенок должен быть полностью сосредоточен на процессе. Выдох должен быть ненапряженным, спокойным и бесшумным. Пациент не должен прикладывать никаких усилий к этому действию. Какие-либо движения совершаются только во время вдоха. При выдохе необходимо соблюдать абсолютный покой. При выполнении упражнений нужно мысленно считать до 8. Это позволит выработать соответствующую ритмичность. Ребенок может сидеть, стоять или лежать.
Методика лечебной гимнастики Стрельниковой от заикания
Логопедия и заикание изучаются учеными всего мира. Постоянно разрабатываются новые методики, позволяющие справиться с заболеванием максимально быстро. От заикания не существует панацеи, поэтому лечение требует комплексного подхода и кропотливой работы со стороны логопедов, родителей и педагогов.
А. Н. Стрельникова разработала авторскую методику, которая успешно используется в сфере логопедии и позволяет лечить детей даже в домашних условиях. Дыхательная гимнастика, разработанная Стрельниковой, применима ко всем типам заикания, поэтому является универсальной и используется повсеместно.
Нормализация дыхания – это приоритетное направление при лечении заикания. Преодолеть болезнь можно только после решения проблем с правильностью вдоха и выдоха
Авторская методика учитывает дыхание как ртом, так и носом. Гимнастика направлена на оптимизацию и координацию вдоха и выдоха. В процессе упражнений диафрагма ребенка активизируется. Из-за этого выдох становится более продолжительным, а вдох быстрым и резким.
Выполнение упражнения «Ладошки»
Руки необходимо согнуть в локтях, ладони направить вверх. Ладони сгибаются и выполняется резкий вдох воздуха. В это время необходимо совершить имитацию того, что ребенок хватает воздух руками. Далее делается спокойный и плавный выдох. Во время упражнения делается 4 вдоха (повторяется 2 раза). Периодичность составляет 4 секунды.
Особенности упражнения «Насос»
Стоим прямо, разводим ноги на ширину плеч. Делаем наклоны вперед и тянемся руками к полу. При этом совершаем резкий вдох с шумом. Спина должна иметь округлую форму. Нужно стараться делать спокойный и почти незаметный выдох.
Особенности выполнения упражнения «Погончик»
Сжатые кулаки приблизить к талии. Вдыхая, толкать кулаки вниз, напрягать плечи и вытягивать руки к полу. Повторяется упражнение от 8 до 12 раз. Запрещается поднимать кулаки выше талии.
Описание упражнения «Кошка»
Сразу ставим ноги на ширину плеч, руки распрямляем вдоль туловища. Приседая, повернуться в правую сторону. Одновременно сделать сильный вдох. Выпрямляясь, выполнить спокойный выдох. Повторить действия в противоположную сторону.
Выполнение упражнения «Обнять плечи»
Стать прямо, согнуть руки и направить локти вниз. Обнять себя руками в области плеч и сделать глубокий вдох. Расслабление должно быть уже на свободном выдохе. Выполняя упражнение, необходимо немного отводить голову назад для соблюдения воздушного баланса.
Особенности упражнения «Маятник»
Ноги необходимо расставить на ширину плеч (при возможности еще шире). Наклонившись и потянувшись руками к полу, сделать глубокий вдох. При наклоне назад также сделать глубокий вдох. После этого выполняется спокойный и незаметный выдох. Это упражнение разрешается делать даже сидя.
Принцип выполнения упражнения «Поворот головой»
Встать прямо и поставить ноги на ширине плеч. Делать вдох, поворачивая голову право. При повороте головы влево сделать незаметный выдох. Затем действия повторяются. Необходимо стараться делать повторения без пауз, чтобы добиться определенной ритмичности.
Как выполняется упражнение «Уши»
Ноги расставить чуть шире плеч, выпрямиться. Выполняются наклоны головой (ухо к плечу). При этом делается шумный вдох через нос. Затем наклоняем левое ухо соответственно к левому плечу и снова делаем вдох. Делаем легкие покачивание головой из стороны в сторону. Смотрим прямо перед собой и выдыхаем воздух.
Описание к упражнению «Маятник головой»
Поставить ноги на ширине плеч и выпрямиться. Сделать резкий вдох, одновременно повернув голову вниз и устремив взгляд в пол. Поднять голову, посмотреть в потолок, снова сделать вдох. Выдыхать необходимо при изменении положения головы незаметно и плавно.
Правильное выполнение упражнения «Перекат»
Левую ногу выставить вперед, встать прямо. В это время права нога, выпрямленная в носке, находится сзади. Приседая, необходимо перенести тяжесть на правую ногу и сделать шумный вдох. После этого совершить незаметный выдох, перенося центр тяжести на левую ногу.
Описание к упражнению «Передний шаг»
Поднять и согнуть в колене левую ногу на ширине пояса. Носок левой ноги максимально тянется к полу. В этот момент опорной является правая ноги, на ней необходимо немного присесть. В движении совершить резкий вдох. Во время выполнения упражнения спина должна быть ровной.
Особенности упражнения «Задний шаг»
Выпрямиться, резко отвести назад левую ногу. При этом на правой ноге слегка присесть. Параллельно с этими движениями сделать шумный вдох. Повторить действие с правой ногой.
Польза логоритмики при заикании
Логоритмика – это активная и всесторонне применяемая терапия, которая помогает быстро преодолеть речевые нарушения через развитие двигательных функций, применяя слова и музыку. Уникальность методики заключается в том, что она позволяет создать у ребенка положительный эмоциональный настрой по отношению к развитию речи.
Логоритмика при заикании дает существенные результаты уже через месяц ежедневных тренировок. Пациент замечает следующие положительные изменения:
- отсутствие мышечных зажимов,
- ощущаются последствия массажа диафрагмы,
- легкое проникновение воздуха через дыхательную систему.
Программа реабилитации решает следующие проблемы:
- нормализация ритма и темпа речи,
- правильное произношение звуков,
- развитие моторики,
- увеличение словарного запаса,
- развитие слухового внимания,
- воспитание выразительности движений,
- развитие физиологического дыхания, мимики и моторики.
Упражнения проводит логопед-заиколог, который способен правильно оценить способности и навыки ребенка, а также оценить перспективы его развития. Логоритмика используется в комплексе с другими методиками лечения и реабилитации, демонстрируя прекрасные результаты. Данное направление реабилитации в качестве целей ставит перед собой воспитание, коррекцию, образование, оздоровление. Помимо активного развития речи, наблюдается укрепление опорно-двигательного аппарата, ребенок становится более раскованным и смелым в своих действиях.
Какой показан массаж при заикании
Чаще всего детям с заиканием назначается сегментарный, или точечный массаж. В некоторых случаях требуется совмещать два вида процедур, чтобы добиться желаемого результата. При сегментарном массаже осуществляются обособленные воздействия на мышцы, которые отвечают за речь ребенка.
Точечный массаж является передовым методом лечения заикания. Прямые воздействия на чувствительные центры позволяют максимально снизить возбудимость речи. Такие процедуры показаны при необходимости восстановления импульсов нервной системы.
Заключение
Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие в борьбе с заиканием у детей. Обычно, такие методики занимают 50% в курсе лечения и играют важнейшую роль в терапии. В комплексе с физиотерапией, лекарственным лечением и массажами дыхательная гимнастика демонстрирует высокие показатели эффективности.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ –, эффективный метод оздоровления организма: Видео
(1 оценок, среднее: 5,00 out of 5) Загрузка… Похожие записи: Основные принципы логопедической работы при ДЦП Лечение у логопеда после инсульта Специфика коррекции нарушений речи Применение зондового логопедического массажа при речевых нарушениях у детей Видео по теме:Дыхательные упражнения для работы с заиканиемЗаикание. ',',Насос',', и ',',Обними плечи',', по СтрельниковойЗаикание. Развитие речевого дыхания при заикании.Заикание. Необычные упражнения.